- Система 5 Колец
Система 5 Колец
Введение Операционная система (ОС) «Пять колец», по своей сути, является невербальным языком для того, чтобы мы могли полнее войти в момент настоящего, а такое положение тесно ассоциируется со сверхмастерством в любом нашем начинании. Эта система разработана в дополнение к нашим нынешним моделям и методам, она восполняет недостающий элемент в мозаике изменений. Столь эффективной и уникальной эту систему делает проверенное и испытанное сочетание методов обучения и изменений, собранных со всего мира. Поскольку движение является фундаментальным свойством Природы, Стюарт Хеллер использует язык движения для сведения базовых принципов, стратегий и методов самых разных дисциплин в модульный и масштабируемый инструмент, который можно приспособить для широкого диапазона целей и задач. Двигательное мышление постоянно напоминает нам о запутанном и, тем не менее, в основе своей простом внутреннем танце, который поддерживает наши восприятия, толкования, действия и выбор. Вот почему в основе всех упражнений и практик, предлагаемых в нашей программе, лежит движение. Черпая вдохновение в классических традициях и Востока и Запада, язык Пяти колец придаёт особое значение эстетическому аспекту жизни. Сам по себе этот термин изначально был связан с «восприятием смысла», а как имя существительное, «эстетика» связана с некой совокупностью принципов. Красота не может быть ограничена и сведена лишь к одной вещи. Она затрагивает тебя всего целиком. Если подходить к жизни с позиции красоты, то у всего имеется множество аспектов. Поэтому, мы используем такие термины как «Огонь», «Вода», «Ветер», «Земля» и «Пространство» и т.д., для того, чтобы говорить о широком диапазоне самых разных вопросов, аспектов, качеств, поведения и т.д., которые каким-то образом связаны между собой как члены одного семейства. В нашем исследовании мы уделили особое внимание внутренним взаимоотношениям между умонастроением, намерением и действием. ОС «Пять колец» особенно ценна как набор инструментов для усиления невербальных компонентов нашего отношения: состояния ума, как центра; чувства, как мышечного состояния, манеры себя держать, как динамической позы; и предрасположенности, как готовности двигаться каким-либо особым образом. Этим способом мы можем более эффективно разбираться с бюрократией и сделать свой путь к достижению целей более гладким. Разработанные нами упражнения с использованием ОС «Пять колец» автоматически связывают вашу психе (душу) с мышцами и энергиями, тем самым помогая вам полнее войти в момент настоящего. Действуя таким образом, вы достигаете более масштабных и впечатляющих результатов. Бытует мнение, что картинка стоит тысячи слов. Для того, чтобы выстроить мост между многомерным миром движений Природы и нашей обычной жизнью, Стюарт изобрёл язык визуальных знаков или символов для фиксации естественно многомерной природы движения.
(Ван Пай. III век н.э.) Наша история начинается с понимания того, что свойственно многим традициям: быть человеком, значит стоять в центре динамичного поля осознания и энергии. Всем хорошо известен образ этой идеи в исполнении Леонардо Да Винчи. Мы видим человека, простирающего себя, чтобы заполнить свое эмпирическое пространство. Человек этот лицом своим обращён и прямо вперёд и в сторону. Это признание того, что мы живём в трёхмерном мире. Если прибавить к этому образу тонкости динамического баланса и центровки, то мы получим один из главных визуальных символов ОС «Пять колец». Ты есть динамическое поле осознания и энергии.
Жизнь движется сквозь меня и вокруг меня, вертикально, горизонтально, влево и вправо. Жизнь также движется вовнутрь и вовне, как пульс сердца или ритм дыхания. В движении жизни я могу наблюдать (и действовать) из позиции позвоночника и головы, которые наделяют меня силами восприятия, толкования и принятия решения. Я могу наблюдать и действовать из позиции рук и ладоней, которые наделяют меня силой дотягиваться, прикасаться и держать. Я могу наблюдать и действовать из позиции ног и стоп, которые дают мне силы балансировать, поддерживать и двигаться в пространстве. Я могу наблюдать и действовать из позиции своего центра ритмов, который наделяет меня силами спонтанности и контроля. Исследования Стюарта прежде всего были направлены на объединение теории систем в области границ и пограничных реакций с ответными реакциями животных на стресс, оценкой психологических стилей, звериных стилей боевых искусств и китайским взглядом на иммунную систему («духи-защитники») как на целостную системную функцию. Прорыв произошёл тогда, когда Стюарт впервые прочёл «Книгу Пяти колец: Руководство по стратегии» Миямото Мусаси, написанную в начале 17 века. Мусаси считает, что секрет достижения успеха в любом начинании состоит в том, чтобы применять те же стратегии, которыми пользуется Природа. По Мусаси, секрет в «постижении принципа своим сердцем и умом состоит в том, чтобы впитать учение своим «телом»». -------------------------- Далее следует краткое введение в визуальные символы (знаки-образы) и движения, с которым они соотносятся. Начнём с внешнего Кольца, обиталища наших повседневных ответных реакций на то, с чем мы встречаемся по жизни. |
Внешнее кольцо |
Внешнее кольцо – это аналог границы клетки, самого примитивного органа, который и отмечает тебя как отдельное существо, и служит в качестве области взаимодействия или органа взаимоотношений. Это похоже на эктодерму или наружный слой эмбриона, который позднее становится и наружным слоем кожи и нервной системой. Среди прочей имеющей здесь место активности, мы сосредотачиваемся на том, как граница, или тело, или существо реагируют на то, что приходит из внешнего мира. Кирпичики нашего движения – это четыре основных способа реагировать на происходящее. С этой точки зрения видно, как сильно это резонирует со взглядом китайской медицины на иммунную систему, которую китайцы называют «вей ци» или «духами-защитниками границы». Мастер боевых искусств размышляет над этими реакциями и состояниями ума. Знаки-образы этого кольца соотносятся с четырьмя движениями нашего внутреннего упражнения «духи-защитники». Работая с пограничными реакциями людей, вы можете гораздо быстрее и вернее сформировать свои отношение и присутствие для того, чтобы они лучше подходили для данной ситуации и ваших целей. Мы обнаружили сильную взаимосвязь между ответными невербальными реакциями на столкновения и многочисленными оценочными инструментами четырёх квадратов. |
Среднее кольцо |
Среднее кольцо – это аналог мезодермы или промежуточного слоя эмбриона, источник мышц, костей, соединительных тканей, а также дермы или промежуточного слоя кожи. Из всех видов деятельности здесь мы сосредоточимся на наших реакциях и на том, как мы за них держимся. Кирпичика нашего движения суть четыре основных семейства или спектры чувств. Особый интерес представляют отношения между мышечными и эмоциональными состояниями. Мастер внутренних стилей боевых искусств, цигуна, или практик йоги будут использовать всё своё тело для того, чтобы сохранять определённую стойку, желая активизировать её особую энергию и чувство. Гуру современного менеджмента Питер Друкер рекомендовал нам «встать во главе собственных стратегий» для того, чтобы повысить уровень своих лидерских способностей. Знаковые образы в среднем круге соотносятся с восемью стойками нашего внутреннего упражнения «Формы чувств». Наращивание эмоционального мышечного контроля является для человека бесценным ресурсом. |
Внутреннее кольцо |
Внутреннее кольцо – это обиталище изначальных движений и структур. Это аналог эндодермы или внутреннего слоя эмбриона, источник эпителия, клеток, выстилающих внутренние полости и органы, включая желудочно-кишечный тракт. Из всей активности здесь фокус нашего внимания лежит на двух взаимодополняющих функциях систем: 1) Поддержание фундаментальной целостности человека. 2) Поддержание открытости потоку жизни. Практика восьми потоков. Знаковые образы во внутреннем кольце соотносятся с этими двумя внутренними упражнениями, предназначенными для усиления способности вновь обретать свой центр в любое время и в любом месте и для наращивания своих эмпирических и экспрессивных способностей. Внутреннее упражнение «Восемь потоков» усиливает и расширяет область динамического баланса человека – путь к подлинному влиянию на отношение, стиль и присутствие. В частности, акцентирование осей «вверх-вниз» и «вперёд-назад» создаст возможность осмыслить и изменить многочисленные и кажущиеся неизменяемыми условия. Эти небольшие изменения откроют путь к прямой работе с одним из наиболее важных учений Индии, учении «Клешас» или «Пяти причин страданий». Наращивание способности менять балансы растворяет тот клей, из-за которого человек залипает в прошлом. |
Примечание: Мы привыкли истолковывать образы как визуальные метафоры слов. Знаковые образы Операционной Системы «Пять колец» скорее напоминают архетипы и изначальные движения. В этом -- вклад Стюарта в изучение мышления китайцев |
Земля и Ветер
|
"Взгляд на вашу работу", статья Кэрол Хеллер |
|
---|
Не смотря на то, что многие характеризуют нашу работу как «работу с телом», мы смотрим на эту работу по-другому. При том, что мы работаем с людьми, живущими в своих телах, мы сосредотачиваемся не только на физическом аппарате. Под «телом» мы понимаем наши мысли, действия, настроения, наше движение в пространстве, те слова, которые мы выбираем для высказывания, количество движения или неподвижности, нашу позу, то, как мы стоим или сидим – всё это делает из каждого из нас того человека, которого мы показываем миру и себе самому. Для того, чтобы функционировать, наши органы не нуждаются в мыслях. Нет необходимости приказывать сердцу перекачивать кровь, а легким – набирать или выталкивать воздух; то же самое относится и к желудку, печени, пищеварительным или иным внутренним органам. Не было необходимости и учиться выполнять все эти действия. Они все были «заложены» в нашу физиологию. Однако наши поза, физические действия, слова, установки и настроения и т.п. являются заученными ответными реакциями. Они не были «заложены». Бóльшая часть из этих заученных реакций впечатались в нас с раннего детства (импринты). Их то мы и показываем миру в качестве своей личности или своего стиля. Эти заученные ответные реакции есть то, каким образом мы вбираем и распространяем информацию и себе и другим людям. В основе нашего учения находится убеждение, что наши мысли и движения настолько взаимосвязаны, что их трудно, если не невозможно, отделить друг от друга. Простой пример: когда вы видите по-настоящему счастливого человека, какие внешние физические признаки дают вам об этом знать? Его улыбка, жестикуляция руками, какое-то приподнятое настроение, широко расправленные плечи и «грудь колесом», особенности движений и невозможность сидеть неподвижно, тон и громкость голоса – всё это будет указывать на то, что человек счастлив или радуется. Или, на языке движения, можно сказать, что его тело или поза находятся в динамике «вперёд и вверх». Если вы встретились с человеком, находящимся в глубокой печали или депрессии, то внешние физические признаки будут совсем другими. Такой человек будет нахмурен; выражение его лица может быть «пустым»; скорее всего он будет сидеть неподвижно; жестикуляция будет либо скупой, либо отсутствовать вовсе; он сгорбится, а слова он будет произносить медленно, и говорить он будет тихим голосом. Всё это скажет вам, что человек находится в печали или депрессии. На языке движения можно сказать, что в его позе присутствует сильная динамика «вперёд и вниз». Для новичка в нашем деле эти объяснения могут показаться тривиальными, но попробуйте сесть неподвижно, чтобы грудная клетка была опущена, вдавлена. Не двигайтесь и скажите себе: «Я счастлив» или что-то такое же хорошее. Это не сработает. Да и не сможет, потому что ваша форма (поза + движения – прим. переводчика) не способна удерживать эти мысли и чувства. Теперь поменяйте свою позу, подайте грудь вперёд и вверх, улыбнитесь и, жестикулируя руками над головой, скажите: «Сегодня -- день самой глубокой депрессии в моей жизни». Не работает и не сможет работать, потому что такая форма не подходит для поддержания подобных мыслей и чувств. Эти два простых примера показывают, насколько сильно «чувствуется, что что-то не так», когда слова не соответствуют данной форме. И пусть пример этот может показаться тривиальным, но сколько раз в течение дня человек обращает внимание на свою форму (позу) или наблюдает за тем, каким образом он взаимодействует с другими людьми и какие посылает им сигналы? Заметьте, в какой форме (позе) вы находитесь сейчас, когда читаете этот текст. Если вы сидите, то как сидите? Есть ли напряжение в лице? Подтянут ли ваш живот? Стоят ли обе ваши стопы на полу? Задерживаете ли вы дыхание или дышите естественно, можете это определить? Ваша грудная клетка сейчас вдавлена, опущена или она наполнена воздухом и приподнята? Приподняты ли ваши плечи… так, что почти касаются ушей? Какое у вас сейчас выражение на лице? Если какие-то из этих вопросов позволили вам проникнуть в тайны своей позы или формы, в которой вы находитесь, если у вас получилось что-то в себе изменить, то процесс пошёл. Самое лучшее, что вы можете сделать, это знать, где находятся ваши ноги, где -- руки, спина, голова, где сейчас в вашей форме или позе работает дыхание. Это окажет сильный эффект на ваше настроение, общение и вербальное или невербальное взаимодействие с другими людьми. Если вы не можете определить, где вы находитесь, то вы не можете определить, где находится другой человек, и как он собирается повлиять на вас своими словами, жестами и настроением. Умение замечать, какую мы принимаем форму (позу) и как мы двигаемся в пространстве, чтобы достигнуть желаемого результата от взаимодействия, -- это начало |
The Five Rings Operating System Stuart Heller, Ph.D., 6th Dan The Five Rings Operating System is, at its heart, a non-verbal language for bringing more of yourself to the moment, an attitude strongly associated with excellence, in any endeavor. It was designed to supplement our current verbal models and methods by offering a missing piece to the puzzle of change. Movement thinking constantly reminds us of the intricate yet ultimately simple inner dance that sustains our perceptions, interpretations, actions, and choices. This is why movement forms the foundation for all the exercises and practice offered in our programs. Taking its inspiration from the classical traditions of both East and West, the language of the Five Rings emphasizes the aesthetic dimension of life. The term itself originally referred to “sense perception.” And as a noun, an aesthetic can refer to a set of principles. Our research paid particular attention to the inter-relationships between: mind-set, intention and action. The Five Rings OS is especially valuable as a tool kit for leveraging the non-verbal components of attitude: state-of-mind as center, feeling as muscular shape, carriage as dynamic posture, and disposition as readiness to move in a particular way. In this way, we can more effectively engage with the bureaucracy of habits and smooth the way to the accomplishment of our goals. THE FIVE RINGS OPERATING SYSTEMWhat follows is a short introduction to the visual symbols (icons) and the movements to which they refer. We begin with the outer Ring, the home of our everyday responses to life's encounters. The Outer Ring The outer ring is analogous to the boundary of a cell, the utterly primal organ that both marks you as an individual being and serves as the interface or organ of relationship. This is like the ectoderm or outer layer of the embryo that later becomes both the outer layer of the skin and the nervous system. Of the activities centered here, our focus is how the boundary/body/being responds to encounters. Our movement building blocks are the four fundamental ways of responding to encounters. The martial artist meditates on these responses and states of mind. The icons in this ring reference the four movements of our Defending Spirits internal exercise. Working with your boundary responses, you can much more rapidly and authentically shape your attitude and presence to fit the situation and your goals. We have found a high degree of correlation between non-verbal encounter responses and many four-quadrant assessment instruments. The Middle Ring The middle circle is analogous to the mesoderm or middle layer of the embryo, the source of the muscles, bones, connective tissue, and dermis or middle layer of the skin. Of all the activities centered here, our focus is on our responses to our responses and how we hold them. Our movement building blocks are the four fundamental families or spectrums of feelings. Of special interest is the relationship between muscular shapes and emotional states. The internal martial artist, qi gong, or yoga practitioner will use their whole body to hold a particular stance with the desire of activating its particular energy and feeling. Peter Drucker, the modern management guru, recommended that you “take charge of your own energies" in order to optimize your leadership ability. The icons in the middle circle reference the eight stances of our internal exercise, Shapes of Feeling. Developing greater emotional muscle control is an invaluable personal resource. The Inner Ring The inner circle is home to very primal movements and structures. It is analogous to the endoderm or inner layer of the embryo, the source of the epithelium, the cells that line internal cavities and organs, including the digestive tract. Of all the activities centered here, our focus is on two complimentary systems functions: 1) Maintaining one’s fundamental integrity. The practice of Centered Presence. 2) Remaining open to the flow of life. The practice of T'ai Chi Sphere: Eight Flows. The icons in the inner ring reference these two internal exercises that are designed to strengthen your ability to recover your center, any time and any place and to broaden your experiential and expressive capacities. The Eight Flows internal exercise stretches and strengthens your dynamic balance, a doorway to authentically influencing attitude, style, and presence. In particular, emphasizing the axes of Up/Down and Front/Back provide the keys to making sense of and shifting a great many seemingly unchangeable conditions. These small shifts open the way to working directly with one of the most important teachings of India. This is the theory of the Kleshas or the Five Causes of Suffering. Cultivating the ability to shift between the balances somehow loosens the glue that binds you to the past. A note: We are used to interpreting images as visual metaphors for words. The icons in the Five Rings OS are more like symbols for archetypes and primal movements. This is the contribution of Stuart's studies of Chinese thinking. The Five RingsAn Introduction to a Language of Movement Stuart Heller, Ph.D., 6th Dan Throughout history people have used images drawn from Nature to talk about and make sense of the world. The hot brightness of fire became a symbol for the creative spark that can ignite and inspire the spirit. The formlessness of water, which takes on the shape of the container, the ungraspable movement of the wind and the solidity of the earth were also used as elements in a primordial language. While this may sound strange to our modern Western mind, we can still find traces of this way of making distinctions in the modern scientific model of the four fundamental forces: electromagnetic, gravitational, and the strong and weak nuclear binding forces. We also discover it in Jung's fourfold model of psychological types: thinking, feeling, intuition, and sensation, and in the organizational psychology models of Social Styles: Analytic, Amiable, Expressive, and Driver. To assist you in your exploration of styles of encounter, we will using a map called the Five Rings. With it, you can harness your whole body perception and make purposeful shifts in the internal actions that sustain your habits. You will learn to do this in such a way that you will be able to transfer this movement study into your daily activities. The best kown model of this elemental language is found in the writings of Miyamoto Musashi, a seventeenth century warrior. A Book of Five Rings: A Guide to Strategy has been an international classic for centuries and is now being read by a modern Western audience. Drawing upon his experience in personal combat, he declared that predictability made one For Musashi, the essence of the Five Rings was to be found everywhere in Nature. That means that you already know these strategies, albeit not by these "exotic" labels. In other words, even though we spend most of our time interacting with life and each other
Miyamoto Musashi, A Book of Five Rings An encounter is an encounter is an encounter. From the point of view of your animal nature, it does not matter if what is approaching is a person, thing, work deadline, expectation, feeling, or a totally imagined event. Through your responses, you create your world. The way you respond forms a structure of thought, feeling, muscle, and energy that either supports you in being your best or serves as an obstacle to your positive desires and feelings. The way you respond is also your mind-set. Over time and through repetition, this becomes your personal infrastructure or “bureaucracy of habits.” Every different way of moving through life and responding to encounters has its corresponding psychological and behavioral aspects. Understanding through doing. Let’s begin with a simple imagination exercise that will show you that you already know about the non-verbal dimension of strategy and encounter.
What is happening? Albert Einstein strongly suggested that "the significant problems we have cannot be solved at the same level of thinking with which we created them." What if the level that can solve the problem is not above, it's below? In the basic. In the nonverbal. In the shadows. In the foundation. In the archetypes. In the visceral. With the whole person and whole system. Einstein also said that we should make things as simple as possible, but no simpler. THE FIVE RINGS OF STRATEGY/RESPONSE
Using your visual intuition as your guide, On the following pages, we unfold the four primal images to reveal their movements and how they impact our experience and behavior. The 5th Ring, represented by the image of the human body, is the state from which you can easily access any and all of the primal movements and forces. Your capacity to access its power (the power of the Self) grows as you accept, appreciate, and work with all of the Rings.
Sun Tzu The greatest enemies to your success are your unrecognized habits for handling the stress, conflic, powerful emotions, and unexpected changes that life's encounters can generate. The (executive) warrior’s secret is to invest the time and energy in cultivating all the possible responses. This encourages your natural capacity to be versatile in action ~ the key to cultivating excellence in all spheres of your life. ___________________ THE RESPONSE/STRATEGY OF THE RING OF GROUND
Something approaches. I don't move. WHEN THE GROUND RESPONSE IS ACTIVATED You are seen as decisive, powerful, independent, efficient, authoritative, and results-oriented. You are solid, calm, disciplined, able to slow down, and able to say no. You are sabotaged by the fear of failure and over-concern with not doing enough. Under pressure, you resist. ___________________ THE RESPONSE/STRATEGY OF THE RING OF WATER
Something approaches. I step back. WHEN THE WATER RESPONSE IS ACTIVATED You are seen as cooperative, considerate, likeable, loyal, responsive, and a team player. You are open, appreciative, able to listen, resilient, and impressionable. You are sabotaged by the fear of rejection and over-concern with conflict. Under pressure, you adapt. ___________________ THE RESPONSE/STRATEGY OF THE RING OF WIND
Something approaches. WHEN THE WIND RESPONSE IS ACTIVATED You are seen as thoughtful, unemotional, precise, logical, systematic, and non-aggressive. You are peaceful, dispassionate, objective, perceptive, and easy-to-move. You are sabotaged by the fear of being wrong and over-concerned with being perfect. Under pressure, you get out of the way. ___________________ THE RESPONSE/STRATEGY OF THE RING OF FIRE
Something approaches. WHEN THE FIRE RESPONSE IS ACTIVATED You are seen as inspirational, outgoing, dramatic, optimistic, competitive, and persuasive. You are happy, a risk taker, able to say yes, and emotionally expressive. You are sabotaged by the need for recognition and over-concern with not being enough. Under pressure, you keep going. ___________________ It is well accepted that a picture is worth a thousand words. To build a bridge between the multidimensional world of Nature's movements and our normal lives, Stuart invented a language of visual icons or symbols to capture the naturally multidimensional nature of movement.
Wang Pi, 3rd Century A.D. Our story begins a realization that is common to many traditions, that is, to be a human being is to stand in the center of a dynamic field of awareness and energy. Here is Leonardo Da Vinci's well-known image of this idea. We see a human being extending him/herself to fill their experiential sphere. This person is facing both straight ahead and to the side. This is a recognition that we live in a three-dimensional world. Adding to this view more of the subtleties of dynamic balance and centering, here is one of the core visual symbols of the Five Rings Operating System. You are a Dynamic Field of Awareness and Energy.
As life moves, I can observe (and act) from the perspective of my spine and head, which grant me the powers of perception, interpretation and decision. I can observe and act from the perspective of my arms and hands, which grant me the powers of reaching, touching and holding. I can observe and act from the perspective of my legs and feet, which grant me the powers of balance, support and motion through space. I can also observe and act from the perspective of my rhythmic center, which grants me the powers of spontaneity and control.
___________________________ |